воскресенье, 7 июня 2015 г.

В нескольких строках

Я скоро весь умру. Но, тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный, 
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь, и вашими слезами
Упьюсь... и, может быть, утешен буду я
 Любовью...
                                        А.С. Пушкин

В моем селе нет памятников Александру Сергеевичу Пушкину, нет мест, где бы он бывал. Существует только улица его имени, да переулок Пушкина (никогда не задумалась об этом раньше). Однако 6 июня
сего года в семь часов вечера в центре села собрались люди, кому творчество великого поэта дорого и близко.

Летнее солнышко слепило глаза, но это не мешало наслаждаться любимыми строчками. Звуки романсов добавляли очарования. Шелест страниц томиков Пушкина не перекрывал даже шум проезжающих мимо транспортных средств. Отсутствие дам в кринолиновых платьях с веерами в руках не мешало поэтическому настроению собравшихся. На столиках лежали томики Пушкина, веточки кислицы и сирени.
Есть имена, как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена...
...Его хвалить! – пугаюсь повторений...
Могу ли запах передать сирени?
Могу ль рукою облачко поймать?
                               /стихи Игоря Северянина/

Читали полюбившиеся строки. Любовная лирика: "Я вас любил...", "Что в имени тебе моем?", "Я к вам пишу – чего же боле?.... " и конечно, самое известное - "Я помню чудное мгновенье...", восхитительное признание в любви. Создатель Архангельского литературного музея четыре года искал по всему миру и нашли энтузиастов, которые перевели «Я помню чудное мгновенье» на более чем 120 редких языков. Книга увидела свет.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Философская лирика. Право перерождения человеческой души "Пророк":
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
О дружбе и предательстве "Коварность":
Когда твой друг на глас твоих речей 
Ответствует язвительным молчаньем; 
Когда свою он от руки твоей, 
Как от змеи, отдернет с содроганьем....
Сказки, стихи, поэмы, романы, повести...... Это только маленькая часть всего, что написал поэт за свою короткую, но яркую событий, жизнь. Каждый найдет в творчестве поэта строки для себя, отражающие состояния души, близкое мыслям и думам.....Строчки, которые входят в нас и живут, наполняя светом. Мы их используем как присказки. Их никто никогда специально не заучивал, но знают почти все.

Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

К чему бесплодно спорить с веком?

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя.

Из сказок 
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь. 

Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

Против солнышка луна не пригреет,
Против милой жена не утешит.

"Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной".

Сколько раз я слышала, произносила эти слова, даже не заметив, когда они вошли в меня и стали частью меня.
Присутствующие делились своим отношением к творчеству, жизни поэта, впечатлением от посещения музеев и памятных мест А.С. Пушкина. Порой возникали разногласия. Кто прав? Какая разница! Главное, что время над строками поэта не властно. Пушкина читают и перечитывают, обращаются к нему в минуты печали и радости, и всегда находят ответ. Порывом сердца, велением души был продиктован выбор стихов, которые читали в этот вечер. Авторами были прочитаны строки посвящения Пушкину, в них отразилось то, чем так дорог и близок поэт. 
Написано памяти Пушкина Еленой Васильевой
Декламация стихов
Думымысли. Фото Лены Щукиной
Очарование творчества Пушкина, знакомого с детства, не проходит. Каждый раз, перелистывая странички томика, открываешь для себя что-то новое. Можно любить или не любить творчество Пушкина. От это он не станет менее гениальным поэтом. Величие в простом, простое в великом. Спасибо Вам, Александр Сергеевич!

P.S.
Одиноко стоял микрофон... Возможно, организаторы вечера предполагали декламировать стихи, чтобы их слышала вся округа. Не предложили, а сам никто не решился... Жаль!
Пришли не все, кого хотелось видеть и слышать... Жаль! Но, я надеюсь, что это не последняя встреча пушкинистов, и в нашем далеком таежном селе состоится деньвечерночь поэзии.
И ещё. Помнится, была представлена книга-сборник наших молодых поэтов. Тогда я подумала, как много у нас людей, пробующих себя в поэзии. Ни одного представителя из наших молодых, творящих рифмы, людей я не увидела....
И завершая всё выше сказанное скажу - Господа, читайте Пушкина, он заставляет мыслить!



Комментариев нет:

Отправить комментарий